Если вы работаете не один, а в коллективе, когда есть какие-то вопросы, решение которых зависят не только от вашего мнения – то неизбежно возникают так называемые межличностные отношения. Даже если вы начальник, руководитель кроме вашего личного желания сотрудничать или не сотрудничать с определённым человеком существует действующее законодательство, которое защищает пусть даже и нерадивого сотрудника, кстати его нерадивость ещё нужно доказать, а для этого потратить время и душевные силы. Одним словом недостатки в общении между сотрудниками выявляются, но поправить это не так уж и просто. Возможно, вы правы – со своей стороны, возможно и ваш сотрудник прав по своему, кто урегулирует ситуацию?
Не существует какого-то одного определённого способа, который позволил бы решать абсолютно любые разногласия и решающего сразу все проблемы взаимоотношений, но найти способ сработаться, повлиять на ситуацию или конкретного человека таким образом, чтобы оптимизировать конечный результат, безусловно, можно!
Необходимо установить цель и выбрать оптимальный способ разрешения противоречий в деловом и межличностном общении. Осознанный выбор стратегии и тактики поведения в конфликтной или затруднительной ситуации в зависимости от психологического типажа участвующих в отношениях сторон позволяет находить эффективный способ поведения.
Вот некоторые этапы, которые, в зависимости от типа межличностных отношений важны для психолога:
1. Сущность, структура, содержание отношений или уже сложившегося конфликта; вид конфликта, психологические особенности; роль конфликтов в коллективе и их влиянии на социально-психический климат группы; 2. Тестирование с целью диагностики на предмет преобладания стратегий поведения в конфликте и прогноза предрасположенности испытуемых к конфликтному поведению в конфликтных ситуациях взаимодействия; 3. Ознакомление участников с техниками предупреждения конфликтов:
а) вербальными (словесными) б) невербальными (телодвижения, глазодвигательные реакции, мимика и т.д.) 4. Тренировка техник, направленных на предупреждения конфликтного поведения; 5. Ознакомление участников с техниками эффективного разрешения конфликтных ситуаций (уже возникших); 6. Тренировка техник, направленных на эффективное разрешение возникших конфликтных ситуаций; 7. Отработка рефлексивных технологий: оценка целей, задач, мотивов сторон, участвующих в конфликте, способы учета противоречий участников коммуникации.
|